Маркетинговое консультирование - болезненная тема. И
дело не только в некоторой дремучести российских предпринимателей и
возможной некомпетентности консультантов. Саму парадигму общего
маркетингового консультирования, в ходе которого консультант приходит на
предприятие, знакомится с ситуацией и после этого выносит некоторые
заключения, можно назвать некорректной. Даже если выводы консультанта
верны, они часто встречают непонимание у руководства или работников, и
внедрение изменений саботируется или же рекомендации игнорируются. В
результате возникает скепсис в отношении консалтинга. При этом обе
стороны считают себя безгрешными, а других - непонимающими. Проблема
тут - в разрыве знаний. Консультант закономерно считает себя
компетентным в маркетинге, а поскольку законы маркетинга едины, то и
свои рекомендации также считает априори верными. И это так, если не
учитывать контекст работы компании и специфику рынка. Без их учета
рекомендации могут быть оторванными от реальности (что зачастую и
происходит), как в анекдоте про стратега-филина, который посоветовал
мышкам стать ежиками. При этом полное понимание контекста, специфики
работы компании и рынка может занять слишком много дорогостоящего
времени консультанта, что сделает услугу неконкурентоспособной. Поэтому
маркетинговое консультирование - один большой компромисс между ценой и
качеством. Однако проблема решается, если консультант и его
наниматель работают, используя сильные стороны друг друга. Сильная
сторона консультанта - знание маркетинговой специфики, сильная сторона
компании - знание специфики рынка. Отсюда можно прийти к такой
модели маркетингового консультирования: консультант проводит обучение
рабочей группы в компании, которая будет заниматься внедрением
соответствующих изменений, после чего сопровождает проект, корректируя
действия этой группы. А необходимые изменения генерируются уже силами
самой рабочей группы, которая обладает глубоким (пусть и интуитивным)
знанием рынка, на котором работает компания. Так можно прийти к
результатам, которые вберут в себя маркетинговый профессионализм
консультанта, при этом не будучи оторванными от конкретного рынка. При
таком подходе удовлетворены и консультанты, и работники, которые
понимают свою нужность, поркомментировал Виктор Тамберг, консалтинговое
бюро "Тамберг&Бадьин", сообщает газета "Деловой Петербург". |