Будущий рост развития интернета в РФ – за городами с населением
от 100 тыс. человек. В 21 субъекте РФ уровень проникновения интернета
превысил 50%, пользователи читают новости и смотрят погоду 2 минуты в
день, а сидят в соцсетях 31 минуту. Эти и другие интересные данные по
изменениям в рунете за год были представлены в минувшую среду на IV
Неделе российского интернета RIW-2011 в московском "Экспоцентре".
НАСЫЩЕНИЕ ИНТЕРНЕТОМ ЕСТЬ УЖЕ СЕЙЧАС
В Сеть ежемесячно заходят 60 млн. россиян, причем около 21 млн. делают
это с помощью мобильных устройств. С таких цифр начал свое выступление Павел Лебедев, директор
проекта "Мир интернета" фонда "Общественное мнение". По его словам,
новой тенденцией сейчас стало сокращение в этой цифре доли жителей
городов-миллионников и рост доли небольших городов и сел. Так, четыре из
десяти россиян - пользователей интернета живут в небольших городах и
селах.
По данным ФОМ, около 67% пользователей (43 млн. человек) заходят в
интернет ежедневно, причем среди мобильных пользователей аналогичный
показатель составляет 39% (10,6 млн. человек). Будущий рост именно за
небольшими городами, где, в основном, распространен беспроводной доступ в
интернет.
Проникновение интернета растет с каждым годом: в этом году в 21
субъекте РФ проникновение составило выше 50%, в прошлом году такая
ситуация наблюдалась лишь в восьми субъектах. Татарстан в этом рейтинге
занимает седьмую строчку с 1,493 млн. пользователей интернета. Кстати,
наша республика, по словам Лебедева, по проникновению интернета
соответствует норме, то есть планка пока не занижена и не превышена.
Лидерами по числу интернет-пользователей среди регионов, что логично,
являются Москва, Московская область и Санкт-Петербург, на которые
суммарно приходится более 12 млн. человек, выходящих в интернет. А вот
сосоедний Башкортостан с почти 5 миллионами населения занял только 9-е
место в этом рейтинге…
И еще интересный момент. Города – миллионщик в России занимают примерно
долю в 29% от числа пользователей Интернета. Если эту цифру
экстраполировать на РТ, то можно вычислить цифру Интернет
-пользователей в Казани: это примерно 500 тысяч человек, что само по
себе впечатляет.
Говоря о конкуренции ТВ и интернета, Лебедев отметил, что в возрастной
категории от 18 до 24 лет обращений к интернету больше. По тематическим
интересам в лидерах – поиски по темам здоровья, спорта, экономики,
бизнеса, финансов.
Отвечая на вопрос из зала о том, на каком уровне мы увидим насыщение
интернетом, Лебедев резонно заметил, что пока беспроводные технологии
очень активно растут, говорить об этом пока рано. Однако признаки
насыщения есть уже и сейчас.
ФЕНОМЕН: «УНИКАЛЬНЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ» РАСТУТ БЫСТРЕЕ АУДИТОРИИ
Директор по работе с рекламными агентствами исследовательской компании "TNS Россия" Михаил Райбман
попытался представить на конференции портрет аудитории Рунета. По его
данным, в России 61,2 млн. пользователей интернета старше 12 лет, что
составляет 49% от всего населения страны аналогичного возраста. Рост
продолжается, в основном, за счет людей старшего возраста (55 лет и
выше), резервом пока остаются люди в возрасте от 35 до 54 лет.
Слушая цифры о том, сколько времени люди проводят в интернете,
корреспондент «БИЗНЕС Online» не переставал удивляться: в городах с
населением выше 100 тыс. человек люди от 12 до 24 лет проводят в
интернете 81 минуту в сутки, а люди в возрасте от 35 до 54 лет – уже 104
минуты! В то же время интересно было выяснить, что входит в топ-10
посещаемых ресурсов, - это Яндекс, Mail.Ru, Google, соцсети "ВКонтакте" и
"Одноклассники" и т.д. Распределение времени посещения сайтов также
сильно отличается: если на музыку, погоду, скидки у пользователей уходит
примерно 2-4 минуты в сутки, то на соцсети – 31 минута. Логично также,
что на знакомства и просмотр видео времени также уходит достаточно.
Феноменом можно назвать интересную тенденцию в Рунете: количество
«уников» (уникальных посетителей) растет намного быстрее аудитории. Так,
если количество пользователей составляет 61 млн. человек, то количество
уникальных посетителей - 272 млн. Это означает, что современное
общество настолько продвинулось в использовании различных мобильных
устройств (смартфоны, планшетники), что один интернет-юзер в среднем
заходит в интернет с четырех(!) различных устройств.
О том, что интернет вплотную догоняет ТВ, на RIW говорили
уже в прошлом году. Сейчас статистика представлена следующим образом: 7
из 10 человек в сутки смотрят ТВ, в интернет же заходят 5 из 10.
Прирост аудитории интернета составил 10%, в то время как телеаудитория
уменьшилась на 2%. За прошедший год прирост рекламы на телевидении
составил 28%, в то время как в интернете – 57%. Выводы напрашиваются
сами собой.
Виктор Мазурик из Ростелекома обратил внимание
аудитории на то, что все потребители интернета делятся на потребителей
тяжелого и легкого контента. Как правило, использование легкого контента
приходится на мобильный интернет, тяжелого – на фиксированный интернет.
Немного грустно прозвучала информация о том, что операторы, как
правило, строят свою работу под потребителей тяжелого контента. Остается
надеяться, что динамика развития отрасли исправит это уже в обозримом
будущем.
ТЕМЫ «ВЗРОСЛЕЮТ» ВМЕСТЕ С РЫНКОМ
Корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовал с Дмитрием Чистовым,
главным редактором журнала "Интернет в цифрах", главным аналитиком
РАЭК, членом программного комитета RIW-2011, об особенностях нынешней
конференции. В этом году темпы роста интернета замедлились, и, в отличие
от прошлого года, называлось не так уж много потрясающих воображение
цифр. Свое мнение по этому поводу высказал Чистов:
«В прошлом году, действительно, негласно одной из главных тем
конференций в рамках Russian Internet Week было всё, что связано с
ростом как интернета в целом, его аудитории, так и отдельных его
отраслей и сегментов.
В первую очередь это связано с тем, что 2010 год был годом
восстановления рынка после кризиса 2008-2009, было важно говорить, что
индустрия оправилась, было важно показывать, за счёт каких тенденций, в
каких точках идёт этот рост.
В этом году тема роста не так очевидна, но это не значит, что он
прекратился. За прошедший год на 10 миллионов человек, почти на треть,
выросло число пользователей, которые выходят в Сеть ежедневно: с 28 до
36-38 миллионов. Это более чем хороший показатель и особенно важно, что
прирост идёт за счёт регионов и людей старшего возраста. Почти на 80
миллиардов рублей (примерно на четверть) выросли обороты электронной
торговли в России. На 57 процентов за год вырос рынок интернет-рекламы, к
которому сегодня приковано внимание европейцев. В этом году на целом
ряде западных конференций Рунет и его рост были одними из главных тем.
С точки зрения важных тем и тенденций, четвертая Неделя российского
интернета не уступает прошлогодней. Просто темы становятся местами более
серьезными, они "взрослеют" вместе с рынком. Именно поэтому в программе
этого года много тем, связанных с правовыми вопросами и ролью
государства. Этому, в том числе, был посвящён полностью "нулевой" день
конференции. Другой пример - появление в программе блок-конференции о
рекламе секции «Таргетированная реклама». Это ещё один важный тренд.
Традиционное деление интернет-рекламы на контекстную и медийную всё
менее оправданно, поскольку новые технологии интеллектуальной
таргетированной рекламы часто стирают границу между этими форматами.
Новых тем много, и не все они лежат в области мобильных платформ, хотя
это, несомненно, также очень важно. Любой интернет-проект, который
сегодня строит планы развития на ближайшие годы, полагая, что главным
устройством взаимодействия с пользователем или покупателем будет десктоп
или даже ноутбук, - довольно серьёзно ошибается».
Эльвира Вильданова