Инвесторы вложили в 2011 году в начинающие российские
интернет-компании около 1 млрд долл. Они оказались в два раза щедрее,
чем в предыдущем году. При этом рынок остается непрозрачным — половина
суммы относится к непубличным договорам. Несмотря на трехкратный рост
количества сделок, «историй успеха» среди них крайне мало, отмечают
эксперты.
В 2011 году количество сделок на российском интернет-рынке увеличилось
почти в 3,6 раза — до 213, говорится в отчете РАЭК «Интернет в России»
со ссылкой на аналитику Fast Lane Ventures. Инвестиции в «молодые»
компании и стартапы достигли 500 млн долл., почти четверть от общего
объема сделок всех интернет-компаний в России. Его оценивают в 2,15 млрд
долл. с учетом размещения «Яндекса» на американской бирже, покупки доли
«ВКонтакте» компанией Mail.ru Group и ряда других крупных инвестиций. В
2010 году на российском интернет-рынке произошло всего 59 сделок. В
начинающие компании инвестировали 250 млн долл., что составляло всего
19,2% от общего объема инвестиций в Рунет.
Однако российский интернет-рынок продолжает оставаться непрозрачным,
отмечают эксперты Fast Lane Ventures. По их оценкам, объем закрытых
сделок в Рунете примерно равен объему публичных, информация по которым
открыта. «Мы знаем не менее чем о 100—150 сидовых инвестициях,
осуществляемых бизнес-ангелами и непубличными холдингами, и о 20—30
крупных инвестициях, по которым вся финансовая информация абсолютно
закрыта», — комментирует Андрей Куликов, старший инвестиционный аналитик
Fast Lane Ventures. Если пересчитать рынок инвестиций с учетом этих
сделок, общая сумма вложений в российские интернет-компании и стартапы
вырастет до 500 млн долл. в 2010 году и 1 млрд долл. в прошлом году.
Аналитики отмечают заметный рост «посевных» инвестиций — таких сделок в
2011 году прошло в четыре раза больше, чем годом ранее (91 против 22).
На компании «посевной» пришлось 14,1 млн долл. против 8,7 млн в 2010
году. Кроме того, практически с нуля образовался поток грантового
финансирования — сразу 61 стартап получил в такой форме более 20 млн
долл. В то же время компании более поздней стадии демонстрируют менее
позитивную динамику инвестиций. Большинство таких сделок заключалось в
присоединении команд, покупке технологий или смене акционеров.
«Полноценными «историями успеха» могут считаться только две сделки:
покупка Darberry компанией Groupon и Qik — компанией Skype», — считают
авторы отчета.
Анастасия Фомичева
РБК daily