Вчера миллионы пользователей по всему миру в течение долгого
времени не могли подключиться к сервису интернет-телефонии Skype. По
неофициальной информации, сбой системы затронул как минимум половину
клиентов оператора. Число единовременных подключений к Skype на
несколько часов упало с 21 млн до 12,5 млн.
Сейчас работа сервиса постепенно восстанавливается.
В четверг утром, когда я пишу эту колонку, у части моих европейских
друзей Skype уже работает, у американских – нет, у российских – работает
время от времени. В Skype успели объяснить причину провала:
проблема в так называемых суперузлах (supernodes). Это промежуточные
сервера, как правило – мощные пользовательские машины, которые сеть
использует в качестве «справочников» для остальных пользователей. Некая
ошибка в одной из программных версий Skype повлияла на их работу и
потянула за собой вниз всю сеть. Последний раз сравнимый по масштабу
сбой работы интернет-оператора случился в 2007 году – и тогда он тоже был связан с ошибкой работы «супернодов».
Но для того, чтобы понять причины проблем Skype, совсем необязательно погружаться в технические детали и специфику работы P2P-сети.
Как это часто бывает, технология в данном случае стала заложником
бизнеса. Достаточно посмотреть на бизнес-модель Skype, чтобы понять, как
наивно ждать стабильной работы от главного в мире VoIP-оператора.
Весь бизнес Skype в последние годы был нацелен на рост
пользовательской базы. Казалось бы в этом сложно упрекать массового
интернет-оператора, который при этом использует для заработка модель
«фримиум» – когда к основной бесплатной услуге, привлекающей клиентов,
поставляются дополнительные платные, которые и приносят прибыль.
Проблема в том, что «фримиум» требует соблюдения разумных пропорций
бесплатного и платного сегментов аудитории. А с этим у Skype не выходит.
Сейчас у сервиса больше 560 млн пользователей (летом было около 550 млн). Согласно документам,
которые компания подала к заявке на IPO в августе, из этих 550 млн
активными пользователями можно было назвать только 124 млн, и только
около 8 млн из них были подписаны на платные услуги. За первые шесть
месяцев текущего года доход Skype составил $406 млн, тогда как прибыль –
$13 млн, а операционная прибыль – всего $1,4 млн. При этом
пользовательская база растет быстрее, чем доходы: модель «фримиум»
трещит по швам.
Такие диспропорции в бизнес-модели напрямую отражаются на
стабильности технологической базы компании. Skype работает на износ.
Например, 22 ноября сервис поставил рекорд по
числу пользователей, одновременно находящихся онлайн: всего к Skype
одновременно были подключены 25 млн человек. А в среднем этот показатель
составляет 17–18 млн. Судя по всему, и вчерашние 21 млн единовременных
пользователей были за пределами среднего лимита.
Такие резкие скачки одновременных посещений требуют особой работы с
мощностями. По рынку давно ходят слухи, что Skype является одним из
самых активных арендаторов оборудования среди хайтек-компаний. А это
косвенно подтверждает известную версию:
у Skype cегодня нет финансовых возможностей для длинного
инфраструктурного планирования. Компания вынуждена заниматься
оперативной поддержкой своей инфраструктуры, используя аренду и
лизинговые схемы; тем самым она закрывает проблемные участки «здесь и
сейчас», но не работает на опережение.
Глобальный сбой Skype случился, конечно, очень не вовремя. Компания
готовилась к IPO, надеясь привлечь на бирже от $750 млн до $1 млрд.
Этих денег хватило бы на решение всех инфраструктурных проблем и
дальнейшее бесперебойное развитие. Репутационный удар, связанный с
длительным «падением» сервиса, возможно, заставит компанию в очередной
раз перенести свой выход на биржу.
Параллельно Skype в этом году усиливал позиции на корпоративном рынке, и
у его офисных клиентов тоже в результате будет немало вопросов (уже
сейчас корпоративные пользователи обсуждают возможные
альтернативы). Когда Skype восстановится, его менеджменту предстоит
тяжелый анализ причин и последствий случившегося. Думаю, теперь более
активная монетизация сервиса (в том числе рекламная) начнется раньше, чем всеми ожидалось. http://slon.ru/blogs/mzabelsky/post/515441/ |